
Интервью с художницей
Марией Тягуновой
В сентябре 2025 года Мария провела для художников прогулку по улице Таранченко (г.Воронеж). После итогам этой прогулки в «ФотоСинтезе» состоялась выставка «Портрет улицы». Мы взяли короткое интервью у Маши, чтобы вы могли поближе с ней познакомиться.
Твой основной медиум каллиграфия. Почему ты считаешь его основным? Что для тебя значит каллиграфия как медиум?
Я очень люблю каллиграфию за то, что внутри много-много стилей письма, и изучать и пробовать каждый из них можно долго, переходить от одного к другому, миксовать, бросать и возвращаться снова, оттачивать мастерство в каждом, не выходя за пределы одной лишь каллиграфии. Она никогда не надоедает. Это, пожалуй, для меня определяющее, то, за что я с ней больше 10 лет (профессионально, но до этого еще 10 в ранге хобби). Я не могу сказать, что я остановилась на этом медиуме навсегда, но именно этот меня увлекает больше других уже долгое время.
На счет основного: думаю, понятие «основного» медиума равно «любимому» медиуму для любого художника. Вот у меня каллиграфия любимый, и поэтому мне хочется использовать её чаще всего остального и добавлять всюду.
Каллиграфия — это искусство красивого письма, но, если нет слов, которые надо записать, то она бесполезна. Я вижу силу каллиграфии в том, что с помощью нее можно обратить внимание на слова, будь то песня, стих, молитва или фраза, которые важны для меня или нужны для воплощения идеи. Красиво или специально некрасиво написанный текст будто усиливается, обретает голос на бумаге. Также я считаю, что каллиграфию можно отнести к графике. Особенно, когда текст перестает быть читаемым, остается только эмоция, линия, форма, цвет. И это тоже важное качество каллиграфии, которое не дает устать, и позволяет ее использовать бесконечно в самых разных вариантах и сочетаниях.
«В начале было слово…» и это слово можно усилить или обезобразить с помощью всего лишь одной такой многогранной и многоликой каллиграфии.
Почему ты согласилась провести прогулку для художников по улице Таранченко?
Это было очень заманчивое предложение! У меня был опыт проведения экскурсий для гостей города, но для художников, да еще и предполагалось, что по итогу прогулки каждый из них выполнит творческую/художественную работу, нет. Было любопытно сделать что-то новое, побыть «проводником» в город для заинтересованных в таком взаимодействии людей. И сам проект «портрет улицы» мне очень нравится: нравится его идея и быстрота реализации — от прогулки до выставки всего пара-тройка недель.
Как ты готовилась к прогулке? Как выбирала, о чём именно рассказывать?
Конечно, я прошла эту улицу самостоятельно и постаралась вспомнить всё, чему учили в универе. Обращала внимание на то, на что, пробегая мимо, не обратила бы. Старалась посмотреть на улицу как на незнакомую. Потом примерно написала план прогулки и прошла улицу с диктофоном, чтобы понять укладываюсь ли в тайминг встречи. Это что касается технической подготовки. На самой прогулке я старалась рассказать максимум обо всём, что касается этого отрезка города. Мне хотелось не просто направить группу в одно русло, а дать каждому возможность зацепиться за какое-то событие/фамилию/ историю для того, чтобы позже «нарисовать» улицу, чтобы у каждого была возможность выбрать из всех вариантов тот, который выразит именно личное ощущение.
В твоей работе присутствует каллиграфическое «заклинание» для метафорического прохождения порталов, но в процессе работы ты упоминала, что показать улицу с помощью каллиграфии никак не получается, как будто она не вписывается в эту работу. Как ты думаешь, почему так?
Каллиграфия — это, прежде всего, работа с текстом. И у конкретной темы всегда есть несколько вариантов текста — стихотворения или рассказы, из которых можно выбрать что-то, что откликается душе и «ложится в руку». А тут я никак не могла зацепиться за что-то одно: и крепость, и пожары, и еврейские погромы, и Фидель Кастро, и много-много всего, что отражает «портрет» этой улицы. Из-за всего этого наслоения у меня рождалась тема портальных переходов. А порталы это уже мистика/эзотерика/ сказка и уход от реальности. Сюда «просилось» заклинание, но в этом была большая опасность сделать работу слишком буквальной и сказочной. Мне же, наоборот, хотелось сохранить реальность и для этого я сделала «каталог порталов». Но я никак не могла найти текст, который бы отражал то, какой я увидела эту улицу. И для метафоры я всё-таки написала некое сборное определение портала в эзотерическом смысле сухим набором фактов. До последнего момента я сомневалась нужно ли это добавлять. В итоге обычный лист а4 писчей бумаги и каллиграфия, скорее похожая на почерк, как заметка на полях в каталоге порталов, и отражает суть идеи, но и не уносит в сказку.
Что больше всего запомнилось из прогулки?
Хоть я и прошла улицу, чтобы подготовиться, группа всё равно подмечала ещё и ещё детали этой улицы, и это обогащало прогулку и заставляло смотреть снова «новым» взглядом. От этого казалось, что что бы я ни рассказывала, это всё равно далеко не всё, что можно заметить и облечь в историю. Вообще, прогулка была очень душевной, насыщенной разговорами, вопросами и историями. У меня была возможность посмотреть на улицу не только своими глазами, но и глазами участников прогулки.


